Герб Алтайского края
Муниципальное образование "Алтайский район"

Противодействие экстремизму

Правовые аспекты пребывания трудового мигранта в Российскую Федерацию

Об уголовной ответственности за организацию и участие в деятельности экстремистских организаций

С 2002 года в уголовное законодательство Российской Федерации введена норма, предусматривающая уголовную ответственность за организацию и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими. К общественным или религиозным объединениям либо к иным организациям, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, следует относить организации, указанные в специальном перечне в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», который опубликован на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации. Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 282.2 УК РФ, только если они совершены после официального опубликования сведений о признании соответствующей организации экстремистской и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации по решению суда.

Под организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято и вступило в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, понимаются действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации).

Под участием в деятельности экстремистской организации понимается совершение лицом умышленных действий, непосредственно относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.).

В случае принятия судом и вступления в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности последующие действия лиц, не связанные с продолжением или возобновлением деятельности соответствующей экстремистской организации и состоящие исключительно в реализации своего права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе посредством индивидуального или совместного исповедования религии, совершения богослужений или иных религиозных обрядов и церемоний, сами по себе, если они не содержат признаков экстремизма, не образуют состава преступления.

Уголовная ответственность, также предусмотрена за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации.

Под склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации понимаются, в частности, умышленные действия, направленные на вовлечение определенного лица (группы лиц) в такую деятельность, например, путем уговоров, подкупа, угрозы, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети), применения физического воздействия или посредством поиска лиц и вовлечения их в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации.

Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации, считается оконченным преступлением с момента совершения указанных действий, независимо от того, приняло ли вовлекаемое лицо участие в деятельности соответствующего экстремистского объединения.

Следует также отметить, что лицо, впервые совершившее вышеуказанное преступление и добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Секретарь антитеррористической комиссии Г.А.Ясновская

22.06.2023

Уголовная ответственная за экстремизм и терроризм

В наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм».
Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.
Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Под экстремистской деятельностью понимается:
–насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
–публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
–возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
–пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
–воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
–воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
–совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
–пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
–публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
–публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в
настоящей статье и являющихся преступлением;
–организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
–финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и  осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Экстремистской организацией является общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как:
–нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);
–пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);
–производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).
Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности уголовная, которая наступает за:
–публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);
–возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);
–организация экстремистского сообщества, а также участие в экстремистском сообществе ст. 282.1 УК РФ);
–организация деятельности экстремистской организации, а также участие в экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ);
– геноцид (ст. 357 УК РФ).
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность за преступления указанной направленности, наступает с 16-летнего возраста.
Каждому необходимо помнить — не знание закона не освобождает от ответственности. Экстремизм опасен!
Заведующий отделом по труду

ноября 2020 г.

Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму на территории Алтайского района

На протяжении последних двадцати лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия экстремистким и террористическим угрозам. В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Сегодня принципиально важно, чтобы борьба с этим злом велась не в рамках периодических кампаний, а на постоянной основе.
Важнейшим условием повышения эффективности противодействия экстремизму и терроризму является общегосударственная комплексная программа, включающая не только правоохранительный, но и политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, пропагандистский, информационный, силовой, специальный (оперативный, розыскной, технический, охранный) и другие аспекты по устранению социальных условий, способствующих развитию экстремизма и террористических операций с учетом их типологии, форм подготовки и проведения, а также мониторинг текущего состояния и прогнозирования развития экстремизма и терроризма.
Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации в целом и на территориях отдельных субъектов Российской Федерации является профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям и угрозам терроризма.
Это система преодоления всех объективных и субъективных предпосылок возникновения проявлений экстремизма и терроризма, реализуемая путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, определяющих существование экстремизма и возможностей совершения террористических преступлений.
Профилактика экстремистской деятельности является важнейшим направлением противодействия экстремизму в нашем государстве. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями и терроризмом невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма и терроризма, искоренению причин, порождающих и способствующих экстремизму и терроризму. Именно от тактики опережения, предупреждения и оперативного пресечения криминальной ситуации сегодня многое зависит в сфере противодействия экстремизму и терроризму
в Российской Федерации согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, является одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности.
В соответствии с Законом основными направлениями деятельности в сфере противодействия проявлениям экстремизма являются:
- противодействие криминогенным процессам в обществе, возникающим на почве экстремизма, профилактика правонарушений экстремистской направленности;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности, принятие мер по их устранению;
- установление и пресечение фактов приготовления и покушения на преступление, совершаемых на почве экстремизма, а также принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления экстремистской направленности, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия;
- привлечение к работе по противодействию проявлениям экстремизма общественных организаций и отдельных граждан.
Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:
- законность - строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ, ратифицированных Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных нормативных актов;
- комплексность - объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности в противодействии проявлениям экстремизма;
- оптимальность - достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму;
оперативность - осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации.
Противодействие экстремистской деятельности (в том числе деятельности неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ), преступлениям экстремистской направленности должно быть комплексным, ориентированным на их
пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мероприятиями. Поэтому предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений является одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» заложено принципиально новое определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Для решения задач профилактики и противодействия экстремизму и терроризму на территории Алтайского района разработана и утверждена Постановлением Администрации Алтайского района от 31.12.2014 № 1563 муниципальная программа «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском районе» на 2015-2020 годы.
Программа разработана в соответствии с федеральными законами
от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»,
от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, с участием заинтересованных структурных подразделений администрации района, федеральных органов исполнительной власти, общественными организациями.
Реализация Программы призвана не допустить совершения на территории района террористических акций и экстремистских проявлений, создать районную систему профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, укрепить техническую защищенность критически важных объектов и объектов с массовым пребыванием людей, повысить уровень подготовки сил, привлекаемых
к нейтрализации террористических актов и населения по действиям при угрозе их совершения.
Правоохранительными органами Алтайского района, межведомственной комиссией по противодействию экстремистской деятельности в Алтайском районе Алтайского края, антитеррористической комиссией муниципального образования Алтайский район Алтайского края осуществляется серьезная работа по борьбе с террористической угрозой, накоплен достаточный опыт работы в новых социально-экономических условиях. Проведенный анализ деятельности религиозных, молодежных, общественных и политических организаций и объединений граждан свидетельствует, что среди них нет потенциально опасных для общества.
Особенностью Алтайского района является достаточно спокойная социальная, общественно-политическая, межнациональная и конфессиональная обстановка. Межнациональных и межрелигиозных конфликтов в течение последних пяти лет не допущено.
Реализация предложенных мер позволит значительно расширить потенциал механизма противодействия терроризму и экстремизму в целом, сделать более эффективной деятельность органов и иных субъектов, участвующих в противодействии терроризму и экстремизму, привлечь дополнительные финансовые ресурсы, выработать современную упреждающую систему противодействия терроризму и экстремизму.
Основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание.
Конечная цель данной работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения экстремистких и террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий.

Глава Алтайского района С.В. Черепанов

6 февраля 2020 г.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie